О чем сайт?
«Вопрос литагенту» - портал рекомендаций от литературного агента Никиты Сергеевича Митрохина.
Отвечаю на вопросы авторов, разбираем вместе частные случаи и нюансы книжного дела. Для читателей даю обзоры о книжных новинках современных русскоязычных писателей.
Надеюсь, полезно для писателей, интересно для читателей.

Внимание: Это не сайт Русского литературного центра, сайт литцентра — вот.

Возможны ли публикации за гонорар в литературных журналах?


Журналы и альманахи платят авторам гонорары. Но не всем. Если, Вы рассчитываете получить деньги за свои публикации, нужно предложить издательству не только хороший текст, но и известное имя. Вот таким будет короткий ответ, а теперь – подробности…


Вопрос:

Уважаемый Никита Сергеевич!

Я начинающий поэт. В старых фильмах вижу, как авторам платят гонорары за публикации в литературных журналах и альманахах. Но в реальности сталкиваюсь совсем с другим: предлагаю стихи в какой-то сборник, а мне говорят, мол, публикация платная. Даже в проектах Русского литературного центра есть издания с конкурсными сборами и организационными взносами. И согласно условиям, после реализации издания, какие-то деньги распределяются между авторами.

Но, хочется спросить, а Пушкин разве платил за свои публикации…или Гоголь? Когда вы сами публикуетесь в журналах, разве вы платите за эти публикации?

Заранее спасибо за ответ!


Как я указал выше, издательские дома платят не только за текст, но и имя. В России есть очень разные модели взаимодействия с авторами. Но, тенденция все же намечается европейская. А она такова:

  • Если, Вы предложите книгу издателю и убедите ее выпустить, Вам скажут: «Хорошо, мы издадим эту книгу за свой счет. Но Вы можете рассчитывать на дивиденды с продаж, после того, как будет реализовано N экземпляров книги. Не будет – больше работать не будем… И никакого гонорара вперед!»
  • Если Вы захотите опубликоваться в журнале на гонорарной основе, Вам скажут: «Ок, мы готовы заплатить Вам гонорар. Только, покажите пожалуйста, что у Вас есть читатели, которые купят издание с Вашей публикацией. Сколько у Вас подписчиков в Инстаграме? Есть ли авторская группа в какой-то из крупных соцсетей? А как там с посетителями Вашего персонального сайта? И давайте подпишем договор, согласно которому Вы обязаны рассказать читателям о публикации по своим каналам…»

Да, издательские дома можно понять – сам выпуск книги/журнала/альманаха подразумевает затраты на подготовку книги, ее печать, промо и распространение. И издатель не хочет остаться без последних штанов. Было ли так раньше? О Пушкине не скажу, за его спиной было сразу два человека, что его популяризировали: Василии Пушкин (дядька Алексадра) и Василий Жуковский (наемный учитель), так что не знаю. С Гоголем история более прозрачная, первые свои тиражи книг он издавал за свой счет, да и выкупал иногда сам, болезненно реагируя на критику. Но, вернемся в наши дни.

К литературной работе я рекомендовал бы относиться как к любому другому виду искусства, т. е. либо как к хобби, либо как работе, в которой Вы – это и есть главный проект. Даже, чтобы играть в футбол во дворе, нужно купить мяч. А хотите играть в сборной Вашего района – извольте раскошелиться на форму, питание и тратьте деньги на проезд до матчей. С танцами тоже самое, пока Вы отплясываете чечетку у себя дома, Вам потребуется только купить соответствующую обувь. А хотите признания – готовьтесь тратиться на посещение занятий, сценические костюмы и не забудьте отчислять в РАО за использование музыки (не хотите же Вы оставить какого-то автора без гонорара? 😉 ).

Автор на старте не имеет имени и своей аудитории. Значит, использует то или иное издательство для наращивания читательской аудитории. Можно публиковаться бесплатно в интернете и вполне возможно, что у Вас сформируется такой круг читателей, что к Вам сами издательские дома будут обращаться. Хотите выйти на более серьезный уровень? Есть литературные журналы, альманахи и сборники, где просят плату за публикацию. Если редакция ответственная, то эти деньги идут на промо издания и тогда, книга имеет распространение, а в ней появляются люди, что уже имеют имя в литературе.

Я бы в данном случае рекомендовал ознакомиться вот с такой интересной статистикой.

Мой опыт

Что же до меня и моих гонораров, то тут все не так просто. Публиковаться я начал с 2003 года, первые гонорары стал получать в 2008 году. Постоянную работу в издательстве, когда мне стали всегда гонорары получил в 2011 году. Это были скромные деньги не за литературные произведения, а публицистику, но я понимал, что это все делает мне имя. В 2021 году, мой гонорар журналы определяют исходя из числа подписчиков в Инстаграме, который я веду от случая к случаю и упоминаний в медиалогии. И то и другое регулярный труд…который позволяет рассчитывать 1 ₽ за знак или 50 ₽ за поэтическую строку.

Но, все равно иногда приходится писать и бесплатно. Например, этот ответ на Ваш вопрос.