О чем сайт?
«Вопрос литагенту» - портал рекомендаций от литературного агента Никиты Сергеевича Митрохина.
Отвечаю на вопросы авторов, разбираем вместе частные случаи и нюансы книжного дела. Для читателей даю обзоры о книжных новинках современных русскоязычных писателей.
Надеюсь, полезно для писателей, интересно для читателей.

Внимание: Это не сайт Русского литературного центра, сайт литцентра — вот.

Литературный агент — кто это?


Литературный агент — это дилер, уникальный дистрибьютор товара которым является автор и его книги. Производитель вкладывается в рекламу и производство, дилер организует продажи. Важно, что производитель имеет право иметь нескольких дилеров, если это допускают соглашения между дилером и производителем. Вот так, если коротко. А теперь подробности…


Вопрос:

Уважаемый Никита Сергеевич!

Вижу что разные сайты и организации предлагают услуги литературного агентства. Но как-то все кто в лес, кто по дрова: одни рассказывают о продвижении и просят денег за участие на радио и ТВ-программах, другие предлагают переводы, третьи книгу издать, а четвертые просто просят деньги за рецензию на произведение..

Я вижу, что Вы литературный агент со стажем. Вижу и ценю Вашу работу в Русском литературном центре. Но при всем уважении, Никита Сергеевич, объясните пожалуйста — чем занимает литературный агент, где на него учатся и как найти литературного агента и не попасть не в те руки? 


Поскольку в Вашем обращении сразу несколько вопросов, попробую разложить все по полочкам.

Литературный агент — кто это?

Если объяснять коротко и грубо, то объяснение выше отвечает на вопрос весьма точно и наиболее объективно. Формально, к литературному агенту приходит автор и оставляет свою рукопись. Литературный агент ее изучает. Если считает интересной, дает ответ автору и рекомендует как-либо доработать книгу. Параллельно с этим, вместе с литературным агентом автор пишет синопсис, который литературный агент рассылает по издательским домам. Когда правки к книге готовы, имеется уже и издательство, заинтересованное в выпуске этой книги. Задача литературного агента: найти покупателя на книгу, проследить, чтобы интересы автора были защищены, контролировать промо-компанию автора до и после выпуска книги. При этом, литературный агент не должен быть Вашим другом и не должен с Вами сближаться, так как это может повлиять на его объективность в оценке Ваших дальнейших произведений.

Не стоит думать, что литературные агенты работают с новичками бесплатно. Это скорее похоже на услуги адвоката. Вы когда-нибудь обращались к адвокату? Это работает так: вы приходите к юристу, излагаете суть своей проблемы. Если, юрист считает, что он может Вам помочь, он предлагает заключить договор и рамках которого начинает вести дело. Клиент сразу оплачивает работу адвоката, возможны проценты по факту выигрыша и т.д. Но это уже нюансы.

Тоже самое и с литературным агентом. Когда ко мне придут обнявшись Виктор Пелевин с Дарьей Донцовой, само собой я им предложу контракт согласно которому получу процент по факту успешной сделки с издателем. Но у известных авторов уже есть литературные агенты, поэтому чаще таковых ищут писатели без имени (так называемые ноунеймы). Этим писателям необходим корректор, редактор, веб-дизайнер, SMM-менеджер и PR-менеджер, а также торговый агент в одном лице. Стоимость ведения такого автора с конечной целью в виде издания книги или получения литературной премии стоит порядка 3-4 тысяч долларов (расценки актуальны на 2021-2022 гг.).

Чтобы снизить свои же расходы на литературного агента, я рекомендую перед подачей рукописи показать ее всем своим друзьям и родным. После этого, стоит публиковать короткие вещи в литературной периодике (скорее всего за деньги, но главное условие — у издания должны быть читатели). Нужно обзавестись своим сайтом и стараться вести аккаунты в социальных сетях. Если, дела у Вас будут идти удачно, Вам не потребуются услуги литературного агента и сами читатели попросят Вас издать книгу и оплатят Вам ее выпуск. Если не очень удачно, то Вы сможете предложить свою книгу в издательский дом. Если совсем неудачно, придется обращаться к литературному агенту. Но стоимость услуг последнего будет на порядок ниже.

Где учатся на литературного агента?

Лично мне помогло филологическое образование, которому предшествовало экономическое. Также, на руку сыграл опыт работы в СМИ и сотрудничество с издательскими домами в качестве литературного критика. Но поскольку базовыми иностранными языками для меня были немецкий и иврит, дополнительно мне пришлось практически с ноля учить английский. Это позволило получить членство в профессиональных гильдиях. Публиковаться я начал с 2003 года, агентской работой на постоянной основе занялся лишь через 12 лет, в 2015 году. Этому предшествовала работа руководителем Союза независимых авторов и издателей, а позже — должность коммерческого директора книжных проектов «Мoсковской правды».

В среднем, путь в агентский бизнес занимает порядка 7-10 лет. И даже имея этот бэкграунд за плечами литературные агенты в России все равно сталкиваются с хейтингом в сети от неудачливых авторов и потребительским отношением. В общем, в этот бизнес стоит идти, если Вы очень любите русскую литературу.

Как найти литературного агента в России?

Думаю, в России литературных агентов лучше всего искать не в интернете, а в союзах книгоиздателей и на соответствующих форумах и конференциях, билет на такое мероприятие стоит недорого: от 3 до 20 тысяч рублей.